Как правило, сложности в обучении имеют различную «симптоматику»; давайте посмотрим, в чем они проявляются:
Если ребенок не может сосредоточиться и регулярно отвлекается, вертится, не слушает учителя, причиной может быть незрелость некоторых психических функций, например, внимания.
Проблемы с организацией процесса проявляются в том, что ребенок не умеет слушать и вникать в суть задания (не считает это важным моментом), не проверяет свою работу и не умеет распределить время.
Повышенная тревожность у ребенка вкупе с излишней требовательностью родителей также могут привести к неуспеваемости: опасаясь не оправдать завышенные требования к результатам, ребенок начинает нервничать, переживать и делает ошибки даже в тех случаях, когда прекрасновладеет предметом. Проблемы с социализацией тоже могут выступить причиной плохих отметок: ребенок больше зациклен на конфликтах с одноклассниками или учителем, а потому у него не хватает ни сил, ни желания хорошо учиться. Преобладание игровых интересов над учебными нередко приводит к неуспеваемости; ребенок не до конца осознает, что в его жизни наступил принципиально другой период, где на первом месте стоят не развлечения, как в детском саду, а получение новых знаний и навыков. Отдельно стоит проговорить причины неуспеваемости, в основе которых лежат нарушения, с которыми ни ребенок, ни родители самостоятельно справиться не могут. Сюда можно отнести задержку психического развития как такового; быструю истощаемость нервной системы либо замедленные темпы восприятия и переработки поступающей информации, что может быть обусловлено ригидностью психики. Если имеют место речевые нарушения, это также может послужить причиной плохих оценок: ребенок, испытывая трудности с формулировками своих мыслей, может не суметь донести до учителя то, что он хочет сказать, даже если подготовил домашнее задание, либо, получив негативный опыт (Петров, что ты мямлишь?!), отказывается отвечать, получая, по сути, незаслуженную «двойку». Подобные проблемы могут также возникать у детей с нарушениями зрения или слуха. В особую группу стоит выделить и специфические расстройства, такие как дислексия, дисграфия, дискалькулия.
Для того чтобы успешно решить проблему школьной неуспеваемости, следует проанализировать ситуацию и выявить ее причины. Лучше всего, если ваш ребенок стабильно «радует» вас плохими отметками, обратиться к специалисту. Это поможет определить результативные способы в каждом конкретном случае, потому что одному ребенку будет достаточно развивающих занятий, а другому потребуется курс лечения и подбор специальных программ. Главное, помните, что упреками и запугиваниями добиться хороших оценок можно только в некоторых случаях, однако такой подход отбивает у ребенка всякое желание учиться и познавать что-то новое, что может неприятно «аукнуться», когда он станет взрослым.