Всероссийский открытый урок, посвященный Дню пожарной охраны

Профессиональный праздник, День пожарной охраны России, отмечается сравнительно недавно. Он был установлен Указом Президента Российской Федерации 30 апреля 1999 года.

Однако сама служба имеет очень давнюю историю. Еще в начале XVI века в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана. А 30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определен её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.

В настоящее время пожарная охрана России имеет развитую структуру.

Государственная противопожарная служба находится в структуре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309). В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации, основным из которых можно назвать Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Противопожарные службы имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасной жизни граждан России. В связи с этим знакомство обучающихся с таким профессиональным праздником, как День пожарной охраны, с деятельностью противопожарной службы является актуальным.

Вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с жизнью и здоровьем людей. Актуальность этих вопросов чрезвычайно высока — ежегодно в России фиксируется значительное количество пожаров, большинство из которых происходит из-за беспечного отношения к огню самих людей. Достаточно часто пожары сопряжены с человеческими жертвами. По мнению специалистов, незнание или игнорирование правил поведения во время пожара может в несколько раз увеличить количество пострадавших.

Организация и проведение урока для обучающихся разных возрастных групп.

В современных условиях изучение  вопросов поведения в экстремальных и опасных ситуациях, формирование и развитие навыков культуры безопасного поведения являются важными направлениями в работе со школьниками.

Важным моментом является приближение поры летних каникул, когда у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин. Наиболее распространенными несчастными случаями при этом являются:

  • ожоги, полученные вследствие неправильного обращения с огнем;
  • утопления;
  • отравления;
  • поражения электрическим током, молнией;
  • дорожно-транспортные происшествия, в том числе с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также катанием на роликах.

В связи с этим, целесообразно будет включить в урок, посвященный Дню пожарной охраны, темы, связанной с безопасным отдыхом детей в летний период, сделав акцент на правилах поведения в природной среде; на водных объектах; на алгоритмах действий человека при возникновении пожаров; при ЧС природного и техногенного характера.

Одной из форм подачи материала, в рамках тематического Урока, может стать просмотр учебных фильмов и роликов по пожарной безопасности, по правилам безопасного поведения в природной среде, на водоемах. Этот формат является одним из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека, особенно детей. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видео метод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на решение учебной проблемы.

В сети Интернет можно найти достаточное количество видеоматериалов, посвященных обсуждаемой тематике. Это и документальные, научно-популярные, анимационные, художественные фильмы, небольшие видеоролики. Эти материалы могут оказать помощь учителю при подготовке и проведении данного урока.

Просмотр видеоматериала должен обязательно сопровождаться беседой, обсуждением (в онлайн режиме). Такой формат работы позволяет сформировать и закрепить у обучающихся правильные установки в сфере безопасности, в том числе пожарной.

В числе полезных Интернет-ресурсов по проблеме пожарной безопасности можно использовать:

  • Официальный сайт МЧС России (http: //www. mchs.gov.ru );
  • Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» (http://www.vdpo.ru );
  • Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный» (http://www.vdpo.ru/main/yunii-pozharnii );
  • Портал «Все для пожарной безопасности» (http://www.2pb.ru/ )

Планировать учебное занятие необходимо с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования важно в доступной форме дать общее представление о понятии «безопасность», рассказать о негативных последствиях детских шалостей с огнем, на воде; продемонстрировать простейшие приёмы оказания само- и взаимопомощи при ссадинах, ожогах, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз и т.д.

Одной из форм подачи материала могут стать творческие конкурсы, например онлайн конкурс тематических рисунков или поделок.

Можно предложить детям вспомнить пословицы, поговорки по теме пожарной безопасности, загадать им загадки или предложить решить виртуальный кроссворд.

Большой интерес вызывает у детей просмотр мультипликационных фильмов на тему безопасности.

Например:

  • Мультипликационный сериал «Уроки осторожности тетушки Совы» (Россия — Украина, 2003 г.). Есть серия, посвященная пожарной безопасности (серия 9). В целом, сериал знакомит детей с очень важными правилами — правилами безопасности жизни. (Серии: «Бытовые приборы»; «Огонь»; «Электричество».)
  • Мультипликационный сериал «Смешарики: Азбука безопасности» (Россия, 2008 г.). Мультсериал «Смешарики: Азбука безопасности» состоит из 32 серий, в каждой из которых показаны различные опасные ситуации, рассказано, что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Хотя каждая серия длится всего две минуты, она включает в себя полезную информацию для ребенка. Советы, которые дают детям мультипликационные герои, воспринимаются проще и легче, чем те же слова, произнесенные взрослыми. Есть серии, посвященные пожарной безопасности. (Серии: Часть 1. «Игры с огнем»; «Тушение электроприборов 1»; «Тушение электроприборов 2». Часть 2. «Опасные игрушки»; «Невеселые петарды»; «Автомобили специального назначения»). (Доступно       на официальном       сайте: https://www.smeshariki.ru/.)
  • Анимационный сериал «Аркадий Паровозов спешит на помощь» (Россия, выходит с января 2012 года на телеканале «Карусель»). Есть серии, посвященные пожарной безопасности. В целом, сериал насчитывает более 60 двухминутных серий. Представляет собой ряд историй — забавных и одновременно весьма поучительных, которые то и дело происходят с двумя озорными непоседами — Сашей и Машей. (Доступно на официальном сайте: http: //www.parovozov.tv.)
  • Анимационный мультипликационный сериал «Фиксики» (Россия, студия «Аэроплан», выходит с 2010 года). Анимационный мультсериал создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультсериал рассказывает о семье Фиксиков — маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих её поломки. Серия, посвященная пожарной безопасности, — «Огнетушитель» (2013 г.). (Доступно на официальном сайте: фиксик.рф.)
  • Художественный мультипликационный фильм «Кошкин дом», созданный по сказке С.Я. Маршака (1958 год; режиссёр Л. Амальрик). — https://www.ivi.ru/watch/3331.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования можно рекомендовать:

— провести тематический конкурс кроссвордов по теме урока или тематический конкурс по оформлению памяток (поведение в ЧС, действия при пожаре и др.), видеороликов;

— организовать виртуальный конкурс тематических проектов (в качестве проектных групп могут выступать как классы, так и сборные разновозрастные проектные группы, объединенные общей идеей);

— организовать виртуальную экскурсию на учебные пункты и музеи по ГО;

— организовать просмотр документальных видеосюжетов или видеороликов по теме урока с дальнейшим их обсуждением.

Видеосюжеты:

  • «Пожарный клип. Настоящая работа пожарных ГПС МЧС РФ». Небольшой ролик о работе пожарных.http://www.youtube.com/watch?v=RQGGXuPPM
  • Познавательный фильм «Московская пожарная охрана». Небольшой документальный фильм, где есть информация и об истории становления пожарной службы, и о современных пожарных. — http: //www. m24 .ru/video s/22677.
  • Небольшой фильм об истории совершенствования пожарных машин. — https://rutube.ru/video/0900b4eb16463a103d8224d1eeca7f3f/.
  • Программа «Профессия», тема «Пожарный» / Россия, Национальный Образовательный Телевизионный канал «Просвещение» — https://www.youtube.com/watch?v=IuqG8Gsr1Gg.

Помимо документальных, существуют отечественные и зарубежные художественные фильмы, например фильмы о пожарных. В этом случае обучающимся дается предварительное задание — домашний просмотр того или иного художественного фильма. И тогда часть урока может быть построена уже в формате обсуждения накануне просмотренного фильма. Такая форма работы является хорошим мотивом, так как вызывает интерес у подростков.

Если педагог выбирает просмотр художественного фильма, как форму работы, то лучше отдать предпочтение тому художественному фильму, который понятен и близок как самому педагогу, так и детям. Иначе будет сложно организовать конструктивное обсуждение.

Художественные фильмы.

  • «34-й скорый» (Мосфильм, 1981 г.). Пассажиры спокойно готовились ко сну, когда в опустевшем купе от непогашенной сигареты загорелась занавеска. Вскоре загорелся и весь вагон. — https://www.ivi.ru/watch/53432.
  • «Тревожное воскресенье» (Мосфильм, 1983 г.). На иностранном танкере, стоящем в советском Черноморском порту, вспыхивает пожар. Бригада слесарей-ремонтников оказывается заблокированной в трюме объятого пламенем судна. Через какое-то мгновение пожар уже имеет большой размах, над городом нависает грозная опасность. Группа спасателей вступает в поединок с огнем и побеждает стихию.- https://www.ivi.ru/watch/209034.
  • «Огнеборцы» (Россия, 2003 г.). — https://www.ivi.ru/watch/ognebortsy.

Список рекомендуемой литературы

  1. Беляков Г.И. Пожарная безопасность. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2016.
  2. Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5-11 классы). — М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность. 5-11 классы. ФГОС. — Волгоград: Учитель, 2017.
  4. Пожарная безопасность Вашего дома. Профилактика возгораний и пожаров. — М.: МЧС России, 2012.
  5. Пожарная безопасность. Энциклопедия. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007.
  6. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2006.
  7. Тимкин А.В. Основы пожарной безопасности: Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2015. (электронное издание)

Электронные ресурсы

  1. Сайт МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/)

Перечень Интернет-ресурсов, размещенных на сайте МЧС России:

 Интернет-служба экстренной психологической помощи населению

 Культура безопасности

 Пожарная безопасность

 МЧС Медиа

 Портал детской безопасности «Спас-Экстрим»

 Российский союз спасателей

 Радиационная безопасность

 Спасение при ДТП

Информация в рубрике «ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ», включающая наглядные материалы по различной тематике

  1. Сайт МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual)
  2. Страницы сайта СПАС-ЭКСТРИМ (http://www.spas-extreme.ru/)
  3. Сайт ВДЮОД «Школа безопасности»: http://school-of-safety.ru/

Комментарии закрыты