Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда» была запущена  в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Результаты государственной программы «Доступная среда»  за 2011-2020 годы
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Абилимпикс (abilympics-russia.ru)​

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов,
  • люди с детскими колясками и т.п

Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ  «Доступная среда» на 2011-2020гг

ПРИКАЗ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

 Сборник нормативных правовых актов и справочных документов

Инклюзивное образование сегодня (презентация).

Наличие специально оборудованных учебных кабинетов Специально приспособленные для использования учебные кабинеты  отсутствуют.
Объекты для проведения
практических занятий,
приспособленных для
использования инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Специально приспособленные для использования объекты проведения практических занятий отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные
для использования инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями
здоровья
Отсутствует
Объекты спорта, приспособленные
для использования инвалидами и
лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Для обучающихся с ОВЗ, а также для обучающихся с инвалидностью при необходимости (наличие рекомендации) организуется специальная медицинская группа для освоения курса «Физическая культура».

Спортивное оборудование соответствует ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и санитарным требованиям.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Кайская ОШ» обеспечено средствами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и санитарными требованиями
Обеспечение беспрепятственного
доступа в здания образовательной
организации
В школе оборудован пандус.
Специальные условия питания В школе созданы условия для организации бесплатного горячего питания обучающихся, в том числе для детей с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Питание детей с инвалидностью и лиц с ОВЗ организуется в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию детей с инвалидностью и лиц с ОВЗ в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует школьный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования детьми с инвалидностью и лицами с ОВЗ.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент — фильтрации. Интернет-безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся школы закрыт. Внедрена и функционирует автоматизированная информационная система «Образование» На сайте школы создана версия сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Обучающиеся с инвалидностью и/или с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ ко всем электронным образовательным ресурсам
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования Отсутствуют
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат Общежитие, интернат в школе отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Общежитие, интернат в школе отсутствуют

Питьевой режим в МБОУ Кайская основная школа

организован в следующей форме – бутылированная вода

Ответственный за организацию питьевого режима: Комарова Е.Н.

Приказ о питьевом режиме (документ )

Наличие и доступность питьевой воды:

  • обеспечен свободный доступ всех обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в школе в столовой;
  • обеспечен контроль наличия достаточного количества чистой посуды