МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, УЧАСТНИКОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Основные понятия:
Неформальные объединения: это сообщества, объединенные по признаку субкультуры, у них отсутствует четкое членство. Почти все существующие неформальные подростково-молодежные объединения, можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение.
Неформальная молодежная субкультура ? это система символов, норм и ценностей и
социальных институтов, определяющая самоидентификацию, поведение и деятельность индивидов и групп, регулируя, таким образом, значимую часть жизнедеятельности своих адептов.
Система выявленияЭтапы работы |
Необходимые компетенции |
Методическое обеспечение |
|
1 |
Информационная составляющая |
Получение информации о НМО, внешних признаках, функционировании НМО, социально-психологических особенностях членов НМО. |
Различные информационные материалы на бумажных и электронных носителях. Курсы повышения квалификации. |
2 |
Организация деятельности |
Учет полисистемного характера причин, способствующих вовлечению несовершеннолетних в правонарушения, |
Планирование. Программно-целевой метод. Организация работы службы сопровождения.Исследовательская деятельность. |
3 |
Деятельность по изучению групп риска и выявлению членов НМО |
Выявление лиц, участников неформальных молодежных объединений на основе комплексного подхода, с опорой на организационно-правовые меры. |
Конкретные действия педагогов и специалистов в функциональные обязанности которых входит работа по выявлению групп риска. |
Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска», в том числе, принадлежащих к НМО – своевременное обращение внимания
специалистов на:
-
Наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение)
-
Появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»
-
Пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин
-
Употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ
-
Кризисная ситуация в семье
-
Резкое ухудшение состояния здоровья
-
Другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка
-
Появление необычной атрибутики во внешнем виде
Способы получения необходимой информации:
-
Анализ классных журналов
-
Опрос мнения учителей о школьнике
-
Анализ учета посещаемости занятий
-
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
-
Беседы с родителями ученика
-
Социометрические исследования
-
Наблюдения
-
Беседы со школьником